История символики Российской империи до 1917 года

В России первые дворянские гербы появились в конце XVI - начале XVII вв., но широкое их распространение началось на рубеже XVII - XIII вв. после уничтожения местничества. Личные и родовые гербы в Россию проникали вместе с их владельцами из Западной Европы, Литвы и Польши, где геральдические традиции были уже хорошо развиты. Среди русских дворян в период правления Алексея Михайловича гербовидные эмблемы часто изображались на печатях, перстнях, серебряной и золотой посуде. Однако эти эмблемы гербами назвать было нельзя: здесь могли быть неправильно расположены фигуры, произвольно меняться изображения, цвета и т.д. По словам современника: "Не токмо у князей и бояр и иных чинов, но и у всякаго чину людей Московскаго государства гербов не бывает, а прикладывают, у кого какая печать получилась, а не породная".

Потомственные дворяне знатных родов заносились в столбцы - родословные книги. Поэтому их называли столбовыми дворянами. Столбцы - форма приказного делопроизводства в государственных учреждениях России XVI - XVII вв., при которой документы хранились в виде склеенных свитков. Текст на них писался поперек по узкой стороне, оборот листа оставался чистым (для помет, адресов и т.п.). Документы, формировавшиеся в одну единицу хранения по какому-либо признаку, подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в рулон.

В 1686 - 1687 годах был составлен сборник первых родовых гербов.
 
Внимание к родовым гербам усилилось, и их составление активизировалось в связи с утверждением Табели о рангах, установившей в общем порядке возможность выслуги потомственного дворянства.
 
При Петре I гербы становятся необходимой принадлежностью дворянина. В 1722 году в России была учреждена Геральдическая контора, которая была призвана заниматься сословными делами дворянства, в том числе гербами, а также введена должность герольдмейстера, обязанность которого состояла в требовании от дворян доказательств их благородства. От тех же, кто имеет герб, герольдмейстер требовал объяснения, от кого и когда он им пожалован. Другой задачей герольдмейстера была обязанность давать гербы дворянам и недворянам, дослужившимся до обер-офицерства, а также лицам, доказавшим дворянство своего рода за сто последних лет. Из-за такого строгого подхода к гербам к концу XIX века ими обзавелись не более 5% всего русского дворянства.
 
В гербах русских старинных родов были использованы изображения, взятые с печатей удельных князей и с знамен земель и городов Древней Руси. Гербы родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и других государств.
 
Древние дворянские роды, еще не обзаведшиеся гербом, стремились не отстать от других и зафиксировать свою историю и заслуги. Новые же роды были заинтересованы, прежде всего, утвердиться и упрочить свое положение среди всех других. Но при этом для них возникала существенная трудность в конструировании герба, особенно в выборе значимых символов.
 
Поскольку формальное утверждение родовых гербов было делом хлопотным и требовало немалых средств, получило распространение пользование самодельными гербами, не санкционированными властями. Многие же роды из числа менее богатых вообще обходились без гербов, поскольку поводов к их использованию в быту было не так уж много. Традиционно герб мог изображаться на фронтоне особняка, на воротах ограды, на надгробиях, на дверцах кареты, на посуде и столовом серебре, писчей бумаге, на книгах, в печатках и т. п. Таким образом, лишь богатые дворянские роды имели и повод, и возможность практически использовать гербы.

Дворянский герб, как правило, состоял из щита (с изображенными на нем фигурами), шлема, короны, нашлемника, намета, иногда девиза и украшений. Типичными образцами гербов, характерных для великорусского дворянства, являлись гербы дворян Брянского, Карачевского, Севского и Трубчевского уездов Чемодуровых, Тепловых.

Манифест Павла I от 20 января 1797 года о составлении "Общего Гербовника" положил начало юридическому становлению малороссийских гербов. С этого времени гербовидные изображения, ранее присвоенные себе малороссийской старшиной, стали постепенно приобретать законный статус гербов. Среди них - гербы потомков бывшей старшины, ставших дворянами (Полетик, Судиенок, Чарнолузских и др.).
 
В первую часть гербовника дворянских родов вошли гербы титулованных и стародворянских фамилий; во вторую - гербы лиц, особо пожалованных дворянством; в третью - гербы родов, вновь выслуживших дворянство. При составлении Общего гербовника Павел I приказал "для ознаменования тех дворянских фамилий, кои действительно происходят от родов княжеских, хотя сего титула и не имеют, оставлять в гербах их корону и мантию". К таким родам принадлежали Ржевские, Всеволожские, Татищевы и многие другие. Уже в 1798 году был издан первый том Гербовника, а до 1917 года - еще девять. Всего же до революции было подготовлено 20 томов. В них зафиксировано около 7 тыс. гербов. Примерно 4 тыс. гербов, использовавшихся в России, в Гербовник не попали: большая часть их не была утверждена. Всего не более пятой части дворянских родов страны располагало гербами.

Кроме личных и родовых гербов существовали гербы корпораций - цехов, рыцарских орденов и т.д., а также территориальные гербы - городов, владений и государств.

В 1800 году Геральдическая контора получила название Герольдии на правах Коллегии, а с 12 мая 1848 года ее ранг был повышен до Департамента герольдии правительствующего Сената.
 
На этот новый сенатский департамент было возложено множество задач по учету дворянского сословия, его сословных прав и привилегий, ревизии деятельности местных дворянских корпораций. В отличие от Герольдии, где техническим оформлением грамот, дипломов и составлением гербов занималась небольшая группа лиц, в Департаменте Герольдии этими вопросами ведала целая экспедиция (третья). Однако слабая разработка русской геральдики, плохое знание ее сенатскими чиновниками, отсутствие технических навыков в составлении соответствующих актов и сочинении гербов отражались на их качестве. В 1850 году Николай I через министра императорского двора князя П.М. Волконского поручил составить гербы империи и членов императорской фамилии не Департаменту Герольдии, а помощнику начальника 2-го отделения Эрмитажа барону Б.В. Кене, более известному своими трудами в области истории античности и нумизматики.
 
Особый комитет под председательством главноуправляющего II отделения Собственной Его Императорского Величества и председателя департамента законов Государственного совета гр. Д.Н. Блудова в конце Крымской войны подготовил проект учреждения при канцелярии Департамента Герольдии особого "геральдического отделения" во главе с товарищем герольдмейстера. При обсуждении этого проекта в соединенных департаментах государственной экономии и законов в 1856 году отделение было названо Гербовым, а его глава - управляющим. После одобрения законопроекта общим собранием Государственного совета он был утвержден Александром II 10 июня 1857 года. На учрежденное этим законом Гербовое отделение возлагалась задача "правильного составления гербов и вообще всех актов, коих изготовление требует знание геральдики".
 
Изданная одновременно с учреждением Гербового отделения специальная инструкция министра юстиции устанавливала порядок изготовления гербов по нескольким этапам: прошение дворянина в Департамент Герольдии об изготовлении герба; решение общего собрания этого департамента и определение Сената, которым предписывалось управляющему Гербовым отделением техническая разработка герба; в процессе подготовки к изготовлению герба один из чиновников при управляющем отделении собирал все необходимые сведения о дворянском роде просителя, о характере его занятий; далее следовало само изготовление герба в Гербовом отделении; согласно указу 27 июля 1797 года составлялось также "описание" герба и сообщались сведения о происхождении данного дворянского рода; проект герба утверждался на собрании Гербового отделения (начальник, чиновники), а затем и герольдмейстером; заготовленный проект герба подносился министром юстиции на "высочайшее утверждение"; утвержденный герб передавался министром юстиции герольдмейстеру для "исполнения", т.е. выдачи его просителю.
 
До 1867 года дворяне получали гербы в так называемом дипломе, который содержал полное описание герба с рисунком в конце. Подлинник диплома передавался просителю, а в деле Департамента Герольдии оставался формуляр с экспозицией герба. Очень высокая стоимость подлинника диплома с гербом задерживала получение многими дворянами их гербов. Идя навстречу пожеланиям дворян, царское правительство установило законом 12 июня 1867 года выдачу просителям вместо дорогостоящих дипломов копий гербов с оставлением их подлинников в Гербовом отделении и с последующим включением каждого из этих подлинников в "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи".
 
По правилам геральдики родовой герб состоял из боевого щита, шлема, короны, мантии, намета (цветные украшения, образующие фон герба), щитодержателей, девиза (указывался не во всех гербах) и других, менее существенных элементов. При их изображении могли употребляться восемь красок: золотая, серебряная, красная, голубая (лазоревая), зеленая, пурпурная, черная и белая (при изображении человека разрешалось использовать телесный цвет). Первые две обозначали металлы, остальные - эмаль (финифть). Одно из правил геральдики запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть. Это означало, что на металлическом поле могли быть изображения только из финифти (и наоборот).
 
Горностаевый и беличий меха изображались особыми черными и голубыми значками по белому полю (цвета поля и изображений на нем могли меняться местами). В черно-белом изображении или при гравировке золото изображалось черными точками по белому полю, серебро - чистым белым полем, красный цвет - вертикальной штриховкой, голубой - горизонтальной, зеленый - диагональной штриховкой справа (от щита) вверх налево, пурпуровый - диагональной же слева вверх направо и черный - двойной вертикальной и горизонтальной штриховкой.

Щит, являвшийся главной частью герба, мог иметь несколько форм: четырехугольный с заострением внизу (французский); такой же с закруглением внизу (испанский); треугольный с дугообразными боковыми сторонами (варяжский); овальный (итальянский); треугольный с фигурными вырезами по сторонам (германский) и др. В России чаще употребляли французский щит. Щит в гербе мог делиться пополам по вертикали (рассеченный), по горизонтали (пересеченный), по диагонали (скошенный) и иным более сложным образом с различной окраской частей. Распространено было изображение на щите крестов - прямого и скошенного (андреевского). В центре щита или на его выделенных сечениями частях могли помещаться разного рода изображения.

Важную роль в гербе играли корона, которая обычно помещалась над щитом, и мантия. В зависимости от числа зубцов различались короны княжеские, графские, баронские и дворянские. Мантия (выходящая из-под короны) была признаком либо княжеского герба, либо происхождения рода от удельных князей.
 
Девиз краткое изречение (иногда по-латыни), характеризующиеся жизненные принципы и цели представителей рода, - обычно помещался на ленте под щитом.
 
Примером гербовой символики может служить герб рода Сиверсов: поскольку графский титул был пожалован сразу трем братьям, то герб включал изображение трех шлемов под тремя графскими коронами.
 
Однажды утвержденный, родовой герб мог затем частично изменяться и дополняться в связи, например, с пожалованием родового титула или второй фамилии пресекшегося рода. Иногда эти изменения и дополнения делались по инициативе верховной власти. Так, А.А. Аракчеев получил от Павла I девиз "Без лести предан", а П.А. Клейнмихелю вместе с графским титулом был пожалован девиз "Усердие все превозмогает". Статутами орденов разрешалось вносить в родовой герб орденские знаки, пожалованные представителям рода.
 
Но далеко не все дворянские роды имели свой герб. Количество высочайше утвержденных гербов составляет около 6 тысяч, а дворянских родов в России было около 60 тысяч. Последний управляющий гербовым отделением Департамента герольдии правительствующего Сената, видный ученый-геральдист В. Лукомский в 1913 году писал: "Не только подавляющее большинство гербов российского дворянства вообще, но и значительное количество гербов титулованных фамилий не внесено в наши официальные гербования".
 
Свержение самодержавия не изменило деятельности Правительствующего Сената и всех его составных частей. В мае 1917 года Департамент Герольдии стал именоваться Третьим департаментом, но внутри его мало что изменилось.

В одной из своих деклараций Временного правительства говорилось: "В стремлениях к последовательному проведению в жизнь страны начал гражданского равенства Временное правительство издает в ближайшем будущем постановление об уничтожении сословий, а равно и об окончательном упразднении гражданских чинов и орденов, за исключением жалованных за боевые заслуги отличия".