Рисовать Иван Дубасов начал еще в раннем детстве, когда любящие родители называли его просто и ласково - Ванечкой. Они были добрыми и заботливыми людьми, поэтому вовремя подметили, что малыш практически не расстается с карандашом и бумагой. Рисунки Ванечки были просто удивительны, а люди, вещи и животные выглядели на них, словно живые. Поэтому, посовещавшись, родители приняли решение: отправить Ванечку на учение в Императорское Строгановское училище.
 
В Училище Ваня Дубасов занимался с увлечением и рисовал, рисовал, рисовал. Всех и вся, даже каждого однокашника, не говоря уже о преподавателях, которые частенько повторяли:
 
- Талант! Талант от Бога!
 
- А вот мы и проверим, каковы ваши таланты? - сказали на это в Синоде. - Пусть воспитанники Училища проиллюстрируют Евангелие. А мы от церкви учредим и дадим очень приличную премию победителю конкурса.
 
У Дубасова оказалось мало работ на религиозную тему, но сама идея быстро захватила его, и он работал над иллюстрациями к Евангелию с увлечением и очень старательно. Ваня задумал сделать его в древнерусском стиле, с буквами, как в народном орнаменте. В результате он получил первую премию и гордо принес домой деньги - победа досталась в честной борьбе с умелыми соперниками, каждый из которых по праву мог рассчитывать на приз.
 
Вскоре Иван Дубасов получил диплом ученого-рисовальщика, а следом пришла беда - началась Первая мировая. Дубасову как подававшему большие надежды молодому художнику воинское начальство предложило остаться в тылу, обещая подобрать в армии работу по специальности. Однако юноша гордо отказался.
 
Возможно, если бы он имел больше жизненного опыта, то принял бы лестное предложение, гарантировавшее жизнь на войне. Впрочем, как знать? Важнее другое: Бог сохранил Ивана Дубасова на всех фронтах и привел домой живым и здоровым, с целыми руками, ногами и головой.
 
Революционностью Иван Дубасов совершенно не отличался и всегда благоразумно старался держаться в стороне от серьезных политических катаклизмов. Конечно, насколько это было возможно. После революции и гражданской войны молодой художник сотрудничал с рядом журналов, в частности с «Крестьянкой», когда ему на глаза попалась газета «Известия», опубликовавшая условия конкурса на лучшую марку в честь пятилетия образования РСФСР.
 
«Почему и мне не попробовать?» - решил Иван, вспомнив, с каким увлечением он работал над Евангелием.
 
У него быстро родился замысел, который он перенес на бумагу: рослый, мускулистый атлет выбивал зубилом на камне памятные даты - 1917-1922. Когда объявили итоги конкурса и Дубасов узнал, что занял первое место и получил приз в миллиард рублей, он просто не поверил ни своим глазам, ни ушам. Такие огромные, даже по тем временам, деньги!
 
- Можно вас на минуточку, - отозвали его в сторону на выставке марок двое незнакомых мужчин в штатском, но с военной выправкой.
 
Наверняка они были из ВЧК-ОГПУ, но что им нужно от художника, по большому счету очень далекого от политики? Возможно, властям не понравились его недавно опубликованные шаржи на Сталина, Троцкого и Бухарина? И Дубасов тут же дал себе слово никогда больше не рисовать шаржей или карикатур на вождей, особенно живых. И слово свое свято сдержал.
 
- Да, я вас слушаю.
 
- Мы хотим предложить вам необычную работу, - сказали люди в штатском. - Вас приглашают на Госзнак. Но об этом не нужно никому рассказывать. Вы нас понимаете?
 
Дубасов понял и согласился. Работа оказалась для него интересной. Каждый день он ездил из Одинцова, где тогда жил, в Москву. А по дороге, чтобы не терять зря времени, учил в вагоне иностранные языки. Немецкий для детей - Иван Иванович уже был женат и хотел переводить своим малышам сказки братьев Гримм. С детскими книгами в стране Советов было крайне туго. А еще он учил английский, чтобы осуществить собственную мечту и прочесть в подлиннике Диккенса.
 
На Госзнаке молодому сотруднику тут же лукаво подкинули крайне важное и без преувеличения довольно опасное задание - довести до ума эскиз нового герба Советского Союза. Победителя ждала слава и почести, а неудачника... Трудно даже предположить, что! Впрочем, теперь мы это знаем.
 
ВЦИК и ЦК ВКП(б) то и дело поторапливали - нужно принимать новую Конституцию, а в нее включить описание нового герба, которого еще нет. Госзнаку отмерили сжатые сроки, и Дубасов волей-неволей принялся за работу.
 
В результате он сделал то, что впоследствии узнал весь мир. Только в его эскизе ленточки на обрамляющих герб колосьях были расположены несколько иначе. Мудрые и дальновидные руководители из ВЦИК немедленно указали:
 
- Ленты поменять! Нужно сделать так, чтобы было можно в любой момент изменить количество входящих в Союз республик.
 
Тогда еще не оставляли мыслей об «экспорте» революции и вполне серьезно предполагали в самом скором времени раздуть пожар мировой революции.
 
- Сделаем, - ответил Дубасов.
 
Позднее он шутя говорил, что основную идею ему подсказали солдатские обмотки, которые он носил на фронте: красные ленты обвили спелые колосья, и ВЦИК остался очень доволен. В двадцать шесть лет Иван Дубасов фактически создал Герб Советского Союза. Но об этом на протяжении долгих десятилетий даже никто не подозревал. Правда, при создании Герба Иван Иванович использовал многие, ранее отвергнутые комиссией эскизы, черпая из них некоторые идеи. Но все равно, в двадцать шесть лет сделать Герб СССР!
 
Когда умер Ленин, на Госзнак вновь поступило срочное задание: немедленно изготовить траурную марку! Срочно, чтобы ее уже продавали в киосках в день похорон.
 
- У тебя есть только одна ночь, - веско сказали Дубасову.
 
- Я понял, - ответил художник.
 
За одну ночь он сделал траурную марку с теневым портретом вождя мирового пролетариата, обведенным красной и черной траурными рамками. Марка Дубасова немедленно стала большой редкостью, и любой филателист чуть ли не душу был готов за нее заложить.
 
- Молодец, - сказали Ивану Ивановичу высокие люди советского государства, и Дубасов ясно понял: отныне он не просто работник Госзнака, а государственный художник.
 
Деньги и ордена
 
Со временем Иван Иванович получил трехкомнатную квартиру рядом с фабрикой Госзнака. Знавшие его люди отмечали, что Дубасов любил носить одежду темных тонов, с людьми обычно общался вежливо и дружелюбно, но близких друзей у него практически не было - только семья и сослуживцы. «Государственный художник» никогда не ездил отдыхать к морю, а предпочитал проводить отпуск в родном Подмосковье, где с увлечением занимался фотографией. За границу он тоже не выезжал.
 
Во время Великой Отечественной Дубасов эвакуировался вместе со всем хозяйством Госзнака в Пермь. Эшелон шел по забитым составами дорогам почти две недели, и художник трясся в вагоне метрополитена - обычных вагонов не хватало, в эвакоэшелонах часто использовали подвижные составы подземки.
 
Дома Дубасова заботливо оберегали от любых неприятностей, любили и старались помогать. А он много и очень плодотворно работал: задания партии и правительства сыпались на «государственного художника» одно за другим. Иван Иванович создал эскизы множества грамот, государственных дипломов, медалей «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть», эскизы которых утвердил лично «всесоюзный староста» М.И. Калинин.
 
Одно из главных достижений художника - создание эскиза высшей награды СССР - Ордена Ленина. Кстати, сам Дубасов был им награжден за больше успехи и выполнение ответственных заданий правительства.
 
Задание было очень серьезным и все происходило в обстановке строгой секретности: «вождь всех трудящихся» Иосиф Виссарионович Сталин приказал помочь в самом срочном порядке появившимся на карте Европы после окончания Второй мировой войны странам социалистического лагеря в создании собственных денег.
 
- Наши братья по классу должны иметь свою валюту, - сказал вождь приближенным соратникам. - Не годится новой, народной власти использовать буржуазные деньги свергнутых, прогнивших режимов!
 
И Дубасов засел за эскизы для Госбанков Германской Демократической Республики, Монголии, Польши, Китая, Чехословакии, Албании - все они на протяжении десятков лет пользовались деньгами, эскизы которых создал для них выпускник Императорского Строгановского училища, русский «государственный художник» Иван Дубасов. Надо признать, деньги для социалистических демократов он нарисовал очень качественно. За эту тайную и секретную работу ему на грудь и прикололи в Кремле высшую награду социалистической Родины.
 
Награда бога
 
Вполне естественно, что именно Иван Иванович Дубасов нарисовал эскизы всех советских денег, начиная с конца двадцатых годов. Это он в конце тридцатых делал советские купюры с красноармейцем - кажется, он был изображен на трехрублевой бумажке - и со стахановцем. Были еще эскизы с женщиной парашютисткой, женщиной матерью-героиней, которые потом по решению правительства превратились в парашютиста-мужчину. Деньги, вернее их эскизы, Ивана Ивановича всегда приглашали обсуждать с Министром финансов.
 
После войны, в 1947 году, при проведении денежной реформы, Дубасов нарисовал новые купюры, в том числе и с Лениным - на всех более или менее «весомых» купюрах советского времени непременно присутствовал портрет или профиль «вождя мирового пролетариата», поэтому «государственный художник» рисовал Ильича часто и много, во всевозможных видах и ракурсах.
 
Очередная реформа 1961 года, проведенная Генсеком Никитой Сергеевичем Хрущевым, также не обошлось без Дубасова. Всем памятные красненькие десятки - «чирики» - вышли из-под его кисти и пера. Однако ни на одной из купюр никогда не указывалось, что все деньги тогда еще огромной страны Советов так же, как и ее Герб, отчеканенный на монетах, и множество почтовых марок, дипломов, грамот и прочего, рождены фантазией и гением «государственного художника» Ивана Ивановича Дубасова.
 
Вообще, советское государство достаточно высоко ценило «рисовальщика денег». Кроме ордена Ленина, Дубасова наградили орденом Трудового красного Знамени, орденом «Знак Почета», присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Вот только сумел ли реализовать на денежных купюрах Иван Дубасов свой талант, данный ему при рождении от Бога? На этот вопрос никто, кроме него не мог бы ответить. Однако стоит учесть, что времена были такие, что выбирать не приходилось, и часто отказ от выполнения «поручения партии и правительства» или, как еще говорилось, «не оправдание оказанного доверия» могли означать подписание самому себе смертного приговора.
 
Дубасов ушел на пенсию в семьдесят три года, поскольку начал быстро слепнуть от бесконечной и напряженной работы. Но вместе с его уходом не закончились «дубасовские деньги» - Иван Иванович оставил множество эскизов, и советские купюры образца «павловской реформы» начала 90-х годов ХХ века сделаны уже после смерти художника, но по его эскизам.
 
Бог дал Ивану Дубасову не только удивительный талант художника, но и щедрой рукой отпустил ему долгие годы, старательно оберегая мальчика, нарисовавшего чудное Евангелие во всех жизненных перипетиях: на фронтах Первой мировой, в годы революции, репрессий и тяжких испытаний Великой Отечественной. И даже в старости Дубасов успел справить свой девяностый день рождения.
 
Практически ослепший старик читал гостям свои стихи, шутил и рассказывал о пережитом. Бог наградил его, кроме долголетия, еще здравым умом и сохранившейся памятью - поистине редкие и драгоценные дары. Похоронили Ивана Ивановича в его родном городке Одинцово в Подмосковье.
 
Увидев Герб СССР - некогда могучего, а ныне исчезнувшего государства, - старые купюры или марки с Лениным, вспомните о «государственном художнике», ярком и талантливом русском человеке Иване Ивановиче Дубасове.

www.peoples.ru