Герб в Россию прибыл в 1452 году - 553 года назад - из Рима.
Эта удивительная история замешана на любовной драме и политическом расчете, а человеком, который был занят этим расчетом, стал папа Римский Павел II.
Для всего христианского мира это были тяжелые времена наступления мусульманских армий на восточные земли Европы. Турция уничтожила древнюю Византию и захватила святой Константинополь, который стал отныне Стамбулом. Следом покорилась Греция, и армия величайшего из турецких владык, беспощадного султана Магомета II стала угрожать Италии и самому Ватикану.
У папы было тогда одно-единственное средство защиты - несчастная семья Фомы Палеолога, брата византийского императора, которая бежала в Рим из павшего государства.
У Палеолога была молодая дочь, принцесса Софья, папа ей покровительствовал и размышлял, кого бы сделать мужем девушки так, чтобы упрочить положение Рима, с кем заключить союз в столь тяжелое время?
В конце концов взор папы обратился к христианской Москве, к великому князю Ивану III, который как раз недавно овдовел.
До Петра Великого это был самый яркий гений русской истории.
Иван III был единственным, кто мог поспорить умом и силой с турецким султаном. Именно при нем Русь окончательно освободилась от татарского ига, при нем в России были издан первый свод законов и появилась почта, это он учредил полицию, при нем Москва подавила восстание в Новгороде, усмирила Казанское царство, победила в боях литовско-польского короля Казимира и окончательно закрепила за собой право быть столицей молодого государства.
В ту пору князь еще был молод, ему было всего 20 лет, хотя он уже был раз женат и от покойной жены имел маленького сына.
Папа рассчитывал, что, став мужем несчастной принцессы, московский князь захочет вернуть Софье Константинополь и начнет войну против турок. В Москву были посланы сваты, которые привезли Ивану III портрет молодой принцессы. Она была хороша собой, но, впрочем, даже если бы оказалась дурнушкой, русский властитель все равно бы принял предложение понтифика: честолюбивый монарх сразу оценил политические выгоды брака с законной наследницей византийского престола. Свадьба в один миг делала его пусть номинальным, но все же сюзереном огромной территории, пусть и захваченной турками, наследником той великой империи, откуда древняя Русь получила свет христианства.
Византийка Софья, напомним, была православной христианкой, а не католичкой.
Иван III дал согласие, послал в Рим посольство, щедрые подарки для невесты и папы.
Бракосочетание и обряд обручения состоялся без жениха, в соборе святого Петра, в присутствии папы, а роль безмолвного мужа исполнил русский посол.
Выехав из Рима 1 июня, в разгар итальянского лета, Софья прибыла в Москву только через 6 месяцев, утром, в ясный зимний день 12 ноября, и впервые увидела мужа. Он ждал ее в палатах своей матери. И уже вечером была отпразднована настоящая свадьба.
Она родила царю трех дочерей и шестерых сыновей, старший из которых унаследовал престол.
Софья привезла в Москву дух великой итальянской культуры, это она вдохновила царя на строительство замка Кремля во флорентийском стиле, в том виде, в котором его теперь все знают: городок дворцов и соборов за красной стеной. Это при ней был разбит первый висячий сад на плоской крыше и налит водой первый бассейн для золотых рыбок.
Но главным приданым Софьи стал герб Византии - золотой двуглавый орел на печати последнего императора, которую получил Иван III из рук жены.
Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти.
Герб восхитил русских своей загадочной силой.
Первое время никто этот образ не трогал, за исключением царя Ивана IV, Грозного, который велел изобразить на груди орла щит с изображением герба Москвы: святой Георгий Победоносец, сидя верхом на коне, поражает копьем адского змия.
Это добавление придало гербу России устрашающий вид, к двум головам орла, прибавилась еще три головы: воина, коня и змия. Плюс копье.
Но даже такой вид показался все-таки недостаточно грозным, и династия Романовых на протяжении четырех столетий вносила все новые и новые добавления в герб. Сначала опущенные крылья орла были гордо расправлены, словно орел готовился к взлету, клювы его раскрылись, выпуская два змеиных языка, лапы обрели мощные когти, которые сжимали скипетр и круглый шар - державу, символы мощи.
Даже короны как бы взлетели над головами демонической птицы.
Теперь их стало три. Три короны символизировали христианскую троицу: Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух.
Герб излучал сплошную агрессию, но даже этого показалось мало.
Петр Великий решил украсить пернатую грудь орла золотой цепью высшей награды России - ордена Андрея Первозванного, а триаду корон объединила голубая муаровая лента. Так орел символически приобрел чин верного солдата и победоносного полководца. Кроме того, император повелел перекрасить золотого орла в черный цвет, цвет смелости и тем самым - опять же на уровне символа, - поднял черную птицу в воздух, потому что золотой орел являл собой идею защиты родового гнезда, а не нападения.
Орел Петра Великого ознаменовал новый курс России - курс на расширение земель.
В начале XIX века император Александр I счел, что его империя, захватив треть северного полушария планеты, достигла пределов, и повелел восстановить золотой цвет, цвет защиты родного гнезда, убрать из когтей хищной птицы державу и скипетр, заменив их на стрелы-молнии, факел и лавровый венок.
Отныне герб России обещал своим подданным лавры спокойного мира и факел просвещения, а врагам - лишь молнии возмездия, если те рискнуть вдруг напасть.
Между тем и при Александре II, и Николае I, и Александре III Россия продолжала бурную экспансию. Были захвачены земли Кавказа: Дагестан и Азербайджан. Начата война с Турцией, после которой Россия присоединила Бессарабию, освободила, наконец, Грецию, Сербию и Молдавию, которые получили автономию. Затем последовал захват Литвы и раздел Польши, освобождение Болгарии, затем двадцатилетняя война против мусульманских государств в пустынях за Каспийским морем и присоединение всей Средней Азии. Заключительным трофеем стала Финляндия.
Последний император России Николай II счел необходимым вновь заявить о том, что Россия достигла пределов, и велел украсить герб России символами успокоения: крылья орла украсили гербы 6 стран света, присоединенных к России - гербы Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского и Финляндского царства и Херсонеса-Таврического.
Казалось, хватит. Больше эта тяжелая золотая птица уже не взлетит в небо войны.
Но история России приняла еще более крутой поворот: после Октябрьской революции 1917 года, старый герб вообще отменили, а на новом гербе СССР был уже изображен земной шар (правда, так, что видна была в основном его верхняя часть), над которой всходило лучистое солнце новых побед. А выше нависал над планетой символ пролетарско-крестьянской экспансии - серп и молот под пятиконечной пентаграммой (звездой) мистического всесилия. Это был каббалистический знак центра расширяющейся вселенной.
Такой герб коммунистической страны претендовал уже на власть над всем земным шаром. Но история распорядилась иначе: советская империя распалась.
Сегодняшний герб рождался в муках нового времени.
Когда прежний герб был предварительно восстановлен, его поначалу лишили всех корон и убрали из лап символы власти - скипетр с державой. Клювы двуглавой птицы были тоже закрыты. Критики нового герба сразу окрестили орла потрепанной курицей, и вскоре практически все прежние атрибуты были повторены художником герба Евгением Ухналевым.
Официально новый герб России был принят в декабре 2000 года. Сегодня этот герб демократической федеративной республики выглядит - парадокс! - как монархический, где восстановлены все атрибуты царской власти. Впрочем, читается его символика по-иному. Вот его описание.
На фоне красного геральдического щита, который заострен вниз (это так называемый французский щит), изображен золотой двуглавый орел. Орел увенчан двумя малыми коронами и одной большой. Их соединяет муаровая лента. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла еще один щит с гербом Москвы, где серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Эту картину можно прочитать так (тут возможны варианты): Россия по-прежнему находится под защитой святой Троицы, верует в Бога, в царя (власть) и отечество. Ее силы направлены на удержание своей территории, и только. Она послушна закону и справедливости миропорядка, о чем говорит орденская лента, знак иерархии. Россия никому не угрожает, ее намерения чисты, как серебро, ее силы послушны синему цвету служения, ее копье направлено вниз, против общего зла человечества. И зло это - только грехи и общие беды, а не люди и не государства.
Получается, что герб России - это одновременно и воинская присяга, и молитва.
Политический обозреватель РИА "Новости" Анатолий Королев