ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.

Особый род придаточных знаков роскоши,  проникший в Россию первоначально в форме аббревиатурных, с  XVIII в. – в форме словесных девизов.  Последние в виде изречений или отдельных слов (преимущественно на русском языке или латыни) помещались в нижней части  дворянских гербов  XVIII-XIX вв., и были начертаны на лентах различных цветов.

ДЕРЖАВА, ДЕРЖАВНОЕ ЯБЛОКО - инсигния высшей монархической власти в странах христианского мира, византийский вариант которой был издревле известен на Руси и изображался на ее древнейших монетах.  Представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой.  Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти  ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием.  Заимствованной могла лказаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».

Иконописным праобразом державы являются  зерцала  архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока).  Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю.  Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.  
 
ДЕСНИЦА
– правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.

ДИВ - вымышленная   или фантастическая  фигура великорусской геральдики, являющаяся отечественным аналогом  античного грифона и представляющая идущего крылатого льва с головой и клювом орла.  Этот образ был известен еще праславянам в скифско-сколотские времена,  когда на скифском пограничье для увенчания древков  родоплеменных или военных знаков применяли бронзовую фигуру крылатого полульва-полуорла.  Греки называли это мифологическое существо «собакой Зевса» и можно предположить, что слово  ДИВЪ  является прилагательным от древнерусской формы имени Зевса (Zeus, Dios)  Дий, Дый  - диивъ, дыивъ,  т.е. «принадлежащий Дию».

В древнерусской мифологии див приурочен к верхнему, небесному миру и имеет космогоническое значение.  Он – представитель высшей  мировой силы, ежегодно побеждающей мертвящее  начало «кощных сил, сиречь тьмы кромешной», а по велению высшего бога руководит поисками Кощеевой смерти.  Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»:  «дивъ кличетъ връху  древа»  и  «уже връжеся дивъ на землю».  Принципиальные отличия  дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве  и  прикладном  искусстве  XI - XIII вв. и заключаются в следующем: 1) орлиными изображаются только голова и  крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами;  2) всегда одноцветная  фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия;  3) помимо шествующего  див может изображаться и терзающим какого-либо зверя.  

ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.

Вымышленная гербовая фигура летящего или стоящего на орлиных лапах фантастического чудовища с покрытым чешуей извивающимся змеиным телом и большими перепончатыми крыльями.  На длинной (иногда изображавшейся орлиной) шее поднимается звериная голова с длинными острыми ушами и раскрытой клыкастой пастью, с высунутым языком.  Концы хвоста и языка оканчиваются стрелами.  Дракон противопоставлялся  бдительному и воинственному стражу храмов и сокровищ  грифону и, согласно Библии, символизировал пришедшие из допотопных времен силы хаоса. Победители дракона Архистратиг Михаил и Святой Георгий считались покровителями средневекового рыцарства.

В русской традиции дракон отождествлялся с древним мифологическим персонажем – Змеем Горынычем и  олицетворял дьявола, порождение сил ада.  В этом значении он со времен Александра Невского символизировал не столько Грех, сколько внешних врагов и поработителей Руси. На протяжении  XIII-XVII вв. победителем дракона на печатях –«клейнах» – изображался Великий князь или царь Всея Руси, и лишь в послепетровское время геральдическим змееборцем стал Георгий Победоносец – Святой покровитель России и ее воинства.
 
ДУБОВЫЙ ЛИСТ
– символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.