ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
Особый род придаточных знаков роскоши, проникший в Россию первоначально в форме аббревиатурных, с XVIII в. – в форме словесных девизов. Последние в виде изречений или отдельных слов (преимущественно на русском языке или латыни) помещались в нижней части дворянских гербов XVIII-XIX вв., и были начертаны на лентах различных цветов.
ДЕРЖАВА, ДЕРЖАВНОЕ ЯБЛОКО - инсигния высшей монархической власти в странах христианского мира, византийский вариант которой был издревле известен на Руси и изображался на ее древнейших монетах. Представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием. Заимствованной могла лказаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».
Иконописным праобразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока). Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю. Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.
ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
ДИВ - вымышленная или фантастическая фигура великорусской геральдики, являющаяся отечественным аналогом античного грифона и представляющая идущего крылатого льва с головой и клювом орла. Этот образ был известен еще праславянам в скифско-сколотские времена, когда на скифском пограничье для увенчания древков родоплеменных или военных знаков применяли бронзовую фигуру крылатого полульва-полуорла. Греки называли это мифологическое существо «собакой Зевса» и можно предположить, что слово ДИВЪ является прилагательным от древнерусской формы имени Зевса (Zeus, Dios) Дий, Дый - диивъ, дыивъ, т.е. «принадлежащий Дию».
В древнерусской мифологии див приурочен к верхнему, небесному миру и имеет космогоническое значение. Он – представитель высшей мировой силы, ежегодно побеждающей мертвящее начало «кощных сил, сиречь тьмы кромешной», а по велению высшего бога руководит поисками Кощеевой смерти. Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: «дивъ кличетъ връху древа» и «уже връжеся дивъ на землю». Принципиальные отличия дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве и прикладном искусстве XI - XIII вв. и заключаются в следующем: 1) орлиными изображаются только голова и крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами; 2) всегда одноцветная фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия; 3) помимо шествующего див может изображаться и терзающим какого-либо зверя.
ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
Вымышленная гербовая фигура летящего или стоящего на орлиных лапах фантастического чудовища с покрытым чешуей извивающимся змеиным телом и большими перепончатыми крыльями. На длинной (иногда изображавшейся орлиной) шее поднимается звериная голова с длинными острыми ушами и раскрытой клыкастой пастью, с высунутым языком. Концы хвоста и языка оканчиваются стрелами. Дракон противопоставлялся бдительному и воинственному стражу храмов и сокровищ грифону и, согласно Библии, символизировал пришедшие из допотопных времен силы хаоса. Победители дракона Архистратиг Михаил и Святой Георгий считались покровителями средневекового рыцарства.
В русской традиции дракон отождествлялся с древним мифологическим персонажем – Змеем Горынычем и олицетворял дьявола, порождение сил ада. В этом значении он со времен Александра Невского символизировал не столько Грех, сколько внешних врагов и поработителей Руси. На протяжении XIII-XVII вв. победителем дракона на печатях –«клейнах» – изображался Великий князь или царь Всея Руси, и лишь в послепетровское время геральдическим змееборцем стал Георгий Победоносец – Святой покровитель России и ее воинства.
ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.