Константин Эдуардович Циолковский, ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики.
Константин Эдуардович Циолковский родился в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. Почти вся сознательная жизнь Циолковского была связана с Калугой. После перенесенной в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух, впоследствии этот период своей жизни он назвал «самым грустным, самым темным временем». Тугоухость не позволила ему продолжать учебу в школе, и с 14 лет мальчик занимался самостоятельно. В это время он приобщается к научному творчеству, самостоятельно изготавливает астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. С 16 до 19 лет юноша жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 году был назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся его первые научные исследования. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-1881 годах написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа – «Механика животного организма» - получила благоприятный отзыв И.М.Сеченова, и К.Э.Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый», в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Но его работы не получили признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания ученый не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. После 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке, в 1932 году разработал схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет, вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Константин Циолковский первым в мире изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. За «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Константин Циолковский в 1932 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер Циолковский 19 сентября 1935 года. Ученого похоронили в одном из самых любимых мест его отдыха - городском парке. В Калуге и Москве сооружены памятники ученому; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.