Анна Павловна (Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге, в семье рядового солдата Преображенского полка и прачки. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, по окончании которого в 1899 году была принята в Мариинской театр. В 22 года Анна Павлова стала первой солисткой Мариинского театра, а еще через три года - прима-балериной. С 1908 года она постоянно гастролировала за рубежом, участвовала в знаменитых «Русских сезонах» Парижа, положивших начало ее мировой славе.
В 1910 году Павлова создала собственную труппу, с которой объездила весь мир, выступая в Европе, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, ряде стран Азии. В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры (балетмейстер Михаил Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 году «Прелюды» на музыку Ф.Листа и «Семь дочерей Горного короля» на музыку А.Спендиарова). В 1911 году она уехала из Санкт-Петербурга, последовав за своим антрепренером и мужем Виктором Дандре.
Последний раз Анна Павлова побывала в России в 1914 году. Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П.И.Чайковского и А.К.Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту». В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства. Великая русская танцовщица скончалась 23 января 1931 года от плеврита во время гастролей в Гааге, не дожив нескольких дней до своего пятидесятилетия. Она не думала умирать, была готова выйти на сцену. Последними ее словами были: «Приготовьте мне костюм Лебедя…». Хореографическая миниатюра на музыку К.Сен-Санса «Лебедь» (название «Умирающий Лебедь» она получила позднее) была поставлена совместно с Фокиным и впервые исполнена Анной Павловой 22 декабря 1907 года.
Эта миниатюра вошла в ее биографию навсегда, став символом нового русского балета. 25 января 1931 года, когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре «Аполло» шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки. После смерти прах Анны Павловой был перенесен в Лондон, на этом настоял Виктор Дандре, утверждавший, что Павлова сама упоминала «о желательности такого варианта для похорон». После ее смерти уже было невозможно что-либо проверить. И прах Анны Павловой до сих пор покоится в крематории «Голдерс грин».