Идея создания музея землепроходцев – Ленского историко-архитектурного музея-заповедника «Дружба» - принадлежит народному писателю Якутии, видному общественному деятелю Дмитрию Кононовичу Сивцеву – Суоруну Омоллону. Стремясь показать начало, исток единения народов Якутии, Суорун Омоллон в 1982 году, в канун празднования 350-летия города Якутска, предложил создать «эстетическую зону» на месте основания Петром Бекетовым Ленского острога. Музей-заповедник расположен на правом берегу реки Лена, в 70 километрах от Якутска, на прибрежной террасе Ой-Бэс. Администрация Усть-Алданского улуса выделила для музея 40 гектаров земли. Основой комплекса стали деревянные архитектурные объекты, большинство памятников было воссоздано заново. Строительство велось на пожертвования трудовых коллективов Якутии и личные взносы граждан республики.
XVII век. России нужны новые владения, новые богатства. И отряды отчаянных, мужественных людей идут все дальше по непроторенным дорогам. Наиболее удобным путем в этих местах стали водные магистрали. С верховьев могучей сибирской реки Лены начал свою экспедицию енисейский сотник Петр Бекетов. Вместе со своим отрядом в 30 человек он намеревался как можно более тщательно обследовать эти места. Одна из стоянок показалась Бекетову столь удобной, что он велел заложить острог. Назвал его Ленским. Было это в 1632 году. К казакам явился родоначальник борогонских якутов Легой. Обладая природным умом и мудростью, Легой появление русских на земле якутской воспринял спокойно. При первой встрече он преподнес атаману на конце копья связку соболей. И тем самым выразил Московскому царю свое добровольное принятие российского подданства. Это помогло якутам завязать с русским народом прочные дружественные отношения и войти в состав России мирным путем, без кровопролития.
XVII век. России нужны новые владения, новые богатства. И отряды отчаянных, мужественных людей идут все дальше по непроторенным дорогам. Наиболее удобным путем в этих местах стали водные магистрали. С верховьев могучей сибирской реки Лены начал свою экспедицию енисейский сотник Петр Бекетов. Вместе со своим отрядом в 30 человек он намеревался как можно более тщательно обследовать эти места. Одна из стоянок показалась Бекетову столь удобной, что он велел заложить острог. Назвал его Ленским. Было это в 1632 году. К казакам явился родоначальник борогонских якутов Легой. Обладая природным умом и мудростью, Легой появление русских на земле якутской воспринял спокойно. При первой встрече он преподнес атаману на конце копья связку соболей. И тем самым выразил Московскому царю свое добровольное принятие российского подданства. Это помогло якутам завязать с русским народом прочные дружественные отношения и войти в состав России мирным путем, без кровопролития.Более двух веков со времени своего появления на карте России город служил отправным пунктом для целой плеяды отважных землепроходцев и мореплавателей. Отсюда уходили в неизвестное Семен Дежнев, Владимир Атласов, Василий Поярков, Ерофей Хабаров и другие. Их экспедиции открыли пролив между Азией и Америкой, Камчатку, реку Амур, берега Северного Ледовитого и Тихого океанов. Это позволило России начать сообщение с северо-востоком Азиатского материка, с побережьем и островами Тихого океана, Америкой.
Семен Дежнев был женат на якутке Абакаяде Сючю. Они обвенчались в церкви. Абакаяда первой из якутов приняла крещение. Дежнев тесно дружил с якутами, знал якутский язык. Его охотно отправляли в улусы для примирения враждующих между собой родов. Музей «Дружба» расположен в местности, где как раз родилась и выросла красавица Сючю.
Центром музея-заповедника является Спасская церковь печально знаменитого Зашиверского острога, вымершего от черной оспы. Город Зашиверск когда-то был административно-торговым центром Индигирского края. Но после эпидемии оспы, случившейся здесь в тридцатых 19 века, Зашиверск был заброшен, а вскоре исчезли и все строения. Остался лишь этот прекрасный храм, построенный в 1700 году. Ввиду своей уникальности, он был перенесен в Новосибирск. По оценкам специалистов, церковь, при своих самобытных архитектурных особенностях, типична и отличается чистотой стиля. Поэтому этот памятник, созданный рукой настоящего художника, как нельзя лучше отражает культуру русских землепроходцев. К тому же, благодаря реконструкции Спасо-Зашиверской церкви в музее «Дружба», этот уникальный образец русского зодчества «остался» в Якутии, и множество людей может теперь увидеть его.Вокруг церкви, как “в посаде” расположены старинные образцы деревянного зодчества русского и якутского народов: балаган - зимнее жилище якутов, эвенкийский чум, осадные амбары князей, охотничья изба, дом купца Басова, ветряная мельница, ураса - летнее жилище якутов.
Вокруг церкви, как “в посаде” расположены старинные образцы деревянного зодчества русского и якутского народов: балаган - зимнее жилище якутов, эвенкийский чум, осадные амбары князей, охотничья изба, дом купца Басова, ветряная мельница, ураса - летнее жилище якутов.В музее также можно познакомиться с субарктической культурой народов Севера Якутии - эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей. Здесь широко представлена экспозиция деревянной кумысной посуды якутов, женских украшений и национальной одежды XIX-XX веков.
На территории музея имеются старинные погребальные сооружения Якутии.
Таинственны и необычны могилы на древнем кладбище. Гид-экскурсовод интересно расскажет об обычаях при захоронении народа саха.