Александровская колонна была возведена на Дворцовой площади северной столицы в 1830-1834 годах по проекту архитектора Огюста Монферрана в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Памятник, возведенный по указу императора Николая I в память о его старшем брате - победителе Наполеона Александре I, представляет собой стоящую на постаменте гранитную колонну, которую венчает фигура ангела. Пьедестал монумента украшен барельефами, на которых изображены аллегории мира, победы, правосудия и изобилия, а также символические фигуры рек Вислы и Немана.

Александровская колонна является самой высокой из всех подобных монументов: ее высота вместе со статуей составляет 47,5 метров, вес - более 600 тонн. Колонна ничем не закреплена на постаменте, она удерживается в вертикальном состоянии только силой собственной тяжести.

Монолит красного гранита для изготовления памятника был добыт и обработан в Пютерлакской каменоломне Ленобласти, недалеко от города Выборга. Для доставки колонны в Петербург было разработано специальное плоскодонное судно.

30 августа 1832 года колонну с помощью системы множества блоков и канатов водрузили на постамент. В подъемных работах, которые продолжались 1 час 45 минут участвовали три тысячи человек. Чтобы постамент не просел под тяжестью колонны, в его основание были забиты 1250 деревянных свай длиной по шесть метров.

 

Торжественное открытие памятника состоялось ровно спустя год после его установки – 30 августа 1834 года. Первые годы многие петербуржцы боялись находиться на Дворцовой площади, опасаясь падения колонны. Существует легенда, что после постройки монумента Монферран завел привычку каждый день прогуливаться под ним - пытался доказать современникам, что никакой опасности не существует. "Вы обессмертили себя, Монферран!" - воскликнул Николай I, увидев работу архитектора. Государь был прав: колонна "русского француза" до сих пор считается его выдающимся достижением.

Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Памятник" называет Александровскую колонну «Александрийским столпом», сравнивая ее с одним их семи чудес древнего мира - Александрийским маяком. Это поэтическое сравнение и вошло в обиход, чаще всего знаменитое творение Монферрана называют «Александрийским столпом».