В Симбирске, а затем в Ульяновске после смерти Ленина градостроительство проходило под флагом родины вождя. Особенно широко стройка развернулась в 60-е годы, когда страна готовилась отметить 100-летие со дня рождения В.И.Ленина. За короткий срок лицо города на Волге настолько изменилось, что в начале перестройки в отличие от других российских городов, быстро возвративших себе старинные названия, Ульяновск, пытаясь примерить старое имя, так и не решился его вернуть. Местные жители говорили: «От Симбирска здесь ничего не осталось, это уже другой город». Так глубоко ленинские места укоренились в сознании ульяновцев, стали символами края, его «визитными карточками». Хотя неумолимое время вновь и вновь напоминает людям об их историческом прошлом и о том, что они потеряли. Символы 20 века, еще недавно казавшиеся незыблемыми, рушатся. Но пока не сдаются.

Самым заметным сооружением, посвященным Ленину, можно считать Ленинский мемориал, возведенный на крутом волжском берегу в 1967-1970 годах в ознаменование 100-летия В.И.Ленина по проекту Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством Бориса Мезенцева. Это огромное здание из мрамора, решенное в форме квадрата с внутренним двориком, в котором находятся главные экспонаты музея – дома, связанные с рождением и ранним детством Ленина.

Здание приподнято над уровнем площади на 35 метров и покоится на 50-ти колоннах-опорах, чем достигается эффект его легкости.

То, что памятником Ленину будет именно мемориальное здание, было решено в результате обсуждения. Предлагалось сделать обелиск из гранита в виде рук, держащих гвоздику как сердце Ильича, рассматривались другие проекты. В итоге решили, что памятник, должен быть работающим, живым. Так и получилось. Мемориал до сих пор является культурным центром Ульяновска. Здесь проходят концерты, фестивали, конференции, ярмарки, выставки, работает музей, в котором отражена история советского государства. В музее представлены 3,5 тысячи экспонатов, экспозиционная площадь составляет свыше 3 тысяч квадратных метров.

В мемориальный комплекс входит один из лучших в Поволжье кино-концертный зал на 1300 мест. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева лично распорядилась, чтобы зал был оборудован сценой (вначале предполагалось, что это будет кинозал). Именно благодаря бывшему министру ульяновцы обязаны тем, что в городе есть сцена, на которой выступают артисты российского и мирового уровня.

Строительство мемориального комплекса велось методом Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Объект активно поддерживали ЦК КПСС и Совет Министров СССР.

Десятки проектных, строительных, архитектурных, художественно-оформительских, научно-исследовательских, творческих организаций и мастерских, более сотни промышленных предприятий всего Советского Союза считали за честь внести лепту в увековечение места рождения Владимира Ленина. В Ульяновск приезжали бригады со всего СССР, а также из Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Польши, Чехословакии. В субботниках активно участвовали жители города. В художественном оформлении интерьеров здания были задействованы ведущие скульпторы и художники страны. Под одной из колонн строители заложили капсулу с письмом, адресованным потомкам.   

Открытие мемориала состоялось 16 апреля 1970 года. В нем принял участие Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, посадивший на память березку во внутреннем дворе мемориала.

В 1970 году в музее мемориала побывало 600 тысяч человек, из них 15 тысяч иностранцев из ста стран мира. В апрельские дни и летние месяцы посещаемость отмечалась более 10 тысяч человек в день.

В 70-80-е годы здание ночью освещалось мощными прожекторами и было хорошо видно с левого берега Волги, на газонах эспланады ленинского мемориального центра благоухали крупные сортовые розы. Сейчас, несмотря на самоотверженную работу коллектива мемориала, вид прежнего символа Ульяновска сильно обветшал: нет средств на подсветку, осыпалась плитка на бассейне, мозаику в котором выполнил в свое время Зураб Церетели, давно не растут розы.

Кроме того, в последние годы открылись такие подробности о строительстве мемориала, которые поставили под сомнение его целесообразность. Чтобы установить столь громадное сооружение, сделать возле него площадь с бассейном и длинную эспланаду, были стерты с лица земли четыре старинных симбирских улицы. Одна из них – Стрелецкая – самая первая  улица, на ней жили стрельцы. Уничтожено здание конца 17 века купцов Хованских, церковь и кладбище при ней, дом губернатора, где останавливался Пушкин и работал Гончаров и многое другое. «Если мемориал и символ, то символ варварства и глупости, - считает краевед Сергей Петров. – Город приобрел коробку мемориала, в архитектуре которого нет ничего русского и симбирского, а утрату понес несопоставимую».  

Но несмотря ни на что Ленинский мемориал не сдается. Сейчас, когда Ульяновск пытается вернуть имидж туристического города, мемориальный центр рассматривается как один из важнейших культурных ресурсов региона.

Дирекция мемориала уверена, что возможности комплекса огромны. Его сравнивают с такими престижными сценическими площадками как Карнеги-холл. Ежегодно здесь проводятся межрегиональные музейные фестивали, расширяется тематика музейной экспозиции, в которой уже не история рассматривается под призмой Ленина, а наоборот.

Здание мемориала похоже на город, заключенный в мрамор. Его жизнедеятельность поддерживают многочисленные коммуникации, расположенные в больших подвальных помещениях. В «городе» есть зимний сад, где живут полторы тысячи растений, есть «улицы», «площади», «районы». Жители «города» - сотрудники мемориала. А гости - туристы. Причем некоторые приходят сюда получить культурный продукт, другие хотят отдохнуть и развлечься в концертном зале на выступлении эстрадных звезд, а третьи, как в шоп-туре, - сделать покупки на выставке-ярмарке.

Обретет ли Ленинский мемориал силы, чтобы стать символом уже новой реальности? Это зависит от того, куда судьба выведет сам город. Оставит ли он бренд «Родины Ленина», а туристические агентства полагают, что этот потенциал не исчерпан, или же его развитие пойдет по линии старого Симбирска – города Гончарова, Карамзина, Языковых, Ознобишина и других знаменитых симбирян. В самом мемориале считают, что должна произойти связь времен, и тогда личность вождя мирового пролетариата будет не «над», а «одной из», что уже благополучно происходит.

Любовь Чиликова, Ульяновск, РИА Новости