Ивановские ситцы, сохраняющие многовековую традицию художественного оформления тканей - набойки и орнаментации, занимают почетное место в ряду произведений декоративно-прикладного искусства.

Так сложилось исторически, что Ивановская область стала крупным текстильным центром страны. Издавна славянские племена занимались разведением льна, ткачеством холстов, полотен и набойкой. Исследователи текстильного ремесла относят время возникновения набойного дела в Древней Руси к IX-X векам.

В конце XVI - начале XVII веков Иваново становится центром производства льняных холстов. Во 2-ой половине XVII века в Иванове уже существовало большое количество заведений, занимавшихся отбелкой и окраской полотен в различные цвета, а также множество набойных изб, где холсты с помощью деревянных манер и масляных красок украшались разнообразными рисунками. Набойку делали и на заказ, и на продажу.

Процесс набойки, на первый взгляд не сложный, требовал от мастера особой сноровки и внимания. Набойка происходила обычно в просторной светлой горнице. На большом столе раскладывалось предназначенное для набивки полотно, рядом ставился небольшой стол, на котором лежали перевернутые рисунком вверх набойные резные доски. Толстый кусок войлока, помещенный в металлический ящик, пропитывался краской, которую размазывали специальной щеткой. Мастер-набойщик (крашенинник, синильник, синильщик, красильник, колотильщик, выбойщик) прижимал резную сторону манеры к краске, накладывал на размеченное полотно и "пристукивал" кулаком или деревянной колотушкой - чокмарем. Над столом находились жерди-вешала, через которые набойщик перекидывал набитую ткань для просушки. Имелись также орудия для растирания и смешивания красок, котлы или чаны для их заваривания. Все секреты набойного дела и оборудование передавалось по наследству от отца к сыну.

Манеры изготавливались для большей прочности из плотных пород дерева - дуба, граба, бука, ореха, иногда из древесины пальмы и самшита. Резчики манер, как правило народные мастера, владевшие искусством корабельной резьбы, становились впоследствии набойщиками. Многие предприниматели, организовавшие в селе Иванове мануфактуры, были сначала резчиками - О.С. Соков, Н.И. Ишинский, Г. Бутримов, П. Демосин.

Набойки XVII - XVIII веков напечатаны с помощью одной манеры черными, коричневым или темно-синим цветом. Полученный однотонный рисунок расцвечивали яркими красками - красной, розовой, золотистой, зеленой. Таким образом набойка сочеталась с росписью. Позже для получения многоцветных рисунков стали применять - две, три и более манер. Первая из которых, проходная, резалась опытным мастером, так как на ней находилась основная часть узоров, тонкие линии, ажурные орнаменты. Другие - более простые в исполнении, использовались для нанесения цветовых пятен, их изготовление доверялось подмастерьям-ученикам.

Истоки орнаментации ивановских ситцев лежат в глубокой древности и обусловлены всем ходом развития мировой и, в частности, русской народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика - природная и предметная среда служило темой для узора будущей ткани. К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза". Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок, наличников. Ранние набойки не отличались богатыми расцветками: использовались черные (сажа) и красно-коричневые (охра) краски, настой или отвар лука, ивовой коры или трав.

Некоторые мотивы заимствовались из оформления парчовых и шелковых тканей, привозимых из Персии и Турции. Восточный огурец ("андрианопольский") часто встречающийся в текстильном орнаменте стран, расположенных на территории от Гибралтара до Сахалина, стал "фирменным" мотивом ивановских ситцев. Этот элемент рисунка с четко очерченными контурами некоторые ученые связывают с мотивом, получившим в Средней Азии название "тус-тупи" и восходящим к культу петуха или фазана, схематичные изображения которых служили раньше магическими символами-оберегами.

На рубеже XVII - XVIII веков появилась необходимость собрать и обобщить опыт набойного и красильного промысла. Стали появляться справочники и руководства по красильному делу: "Каталог манерам разным", "Рецепты печатания по разному грунту", "О красильном художестве". Рецепты составов красителей, хранившиеся в строжайшем секрете и нередко записывавшиеся с помощью особого шифра - литореи, разрабатывались или самим владельцем мануфактуры, или доверенным лицом.

В XVIII веке значительно расширяется набор колеров: сахарный, алый, багрецовый, темно-лимонный, червчатый, красно-кирпичный, рудо-желтый. В это время масляные краски применялись для печатания контуров, а цветные плоскости окрашивались заварными или запарными красителями.

В период с 1793 по 1798 был особенно распространен на ситцевых ивановских мануфактурах способ "расцветки" - раскрашивания некоторых участков узора от руки кисточкой спиртовыми красками. На крупных мануфактурах при выпуске качественных ситцев таким образом исправляли дефекты ручной набивки или раскрашивали целые части узора, от чего они становились особенно живыми и объемными.

Важную роль в художественном оформлении тканей играли красители. До внедрения искусственных красок в 70-х годах XIX века в течение почти целого столетия на ситценабивных ивановских предприятиях использовались растительные и минеральные краски. Основные красители - корень растения марены и индиго.

В Иванове ручной способ набойки сохранялся дольше, чем где бы то ни было. Однако к 40-ым годам XIX века ручная набойка практически почти перестала существовать, поскольку почти на всех мануфактурах ситцы печатали на перротипах (плоскопечатных машинах).

С 1987 году в Иванове существует Музей ситца. Он был открыт в бывшем особняке фабриканта и мецената Дмитрия Бурылина, чья коллекция положила начало собраниям многих музеев, не только Иванова, но и составила основу восточной коллекции Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Дмитрий Бурылин оставил в наследство потомкам коллекции тканей, книг и оружия, благодаря чему в начале двадцатого века ивановский музей считался одним из лучших провинциальных музеев в России, чья коллекция в 1913 году оценивалась в миллион рублей.

Главные экспонаты в Музее ситца - образцы тканей ивановских фабрик и мануфактур, начиная с XVII века и до наших дней, среди них альбомы Товарищества тейковских фабрикантов Каретниковых, чьи ткани были удостоены золотой медали и стали эталоном качества на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. В разные годы ивановские ткани побеждали на выставках в Москве, Петербурге и Вене.