Русский ученый, основоположник теории реактивного движения и межпланетных сообщений, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, писатель-фантаст, основоположник космонавтики, Константин Эдуардович Циолковский родился 17 (5 cентября) 1857 года в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ.
Почти вся сознательная жизнь Константина Эдуардовича Циолковского была связана с Калугой. После перенесённой в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух, впоследствии этот период своей жизни он назвал "самым грустным, самым темным временем". Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам и даже не позволила ему продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.
В это время он приобщается к техническому и научному творчеству, самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи), домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы.
Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу.
С 16 до 19 лет юноша жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы.
В 1879 году он экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 году был назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся его первые научные исследования.
Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-1881 годах написал работу "Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа - "Механика животного организма" (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и К.Э. Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество.
Основные работы К.Э. Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.
Первым печатным трудом о дирижаблях был "Аэростат металлический управляемый" (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха.
В 1892 году К.Э. Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.
С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.
Но его работы не получили признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания К.Э. Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.
После 1917 года К.Э. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке, в 1932 году разработал схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет, вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
К.Э.Циолковский первым в мире изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах.
К.Э. Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.
Помимо научной работы он занимался литературной деятельностью; написал ряд научно-фантастических произведений: повести "На Луне", "Вне Земли", книгу "Грезы о земле и небе".
За "Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР" Константин Эдуардович Циолковский в 1932 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Умер Циолковский 19 сентября 1935 года. Ученого похоронили в одном из самых любимых мест его отдыха - городском парке.
24 ноября 1936 года над местом захоронения был открыт обелиск (авторы - архитектор Б.Н. Дмитриев, скульпторы И.М. Бирюков и М.А. Муратов).
В 1954 году Академия наук СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского "3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений".
В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.