На территории города Майкоп расположен Майкопский курган, памятник эпохи ранней бронзы (конец 3-го тысячелетия до н. э.).

Долина, где теперь находится Майкоп (в переводе с адыгейского "Устье долины яблонь"), у адыгов называется "Ибгъу" (Восьмисторонней) или "Коэщ". С юга она защищена Негиеже (Орлиной) горой и обложена рекой Шхагуаще (Белой), с севера - Майкоп-горой, с востока - Махош-горой. С давних времен южанин адыг, направляющийся по делам к своим северным соседям, остановившись на вершине Негиеже-горы и обозрев сверху вниз открывшуюся перед ним восьмистороннюю долину, нередко восклицал: "О, небо, сделай так, чтобы Шхагуаще обернулась в кундусу (перебродившая с молоком сыворотка), а Ошад - в мамалыгу!"

В одной из адыгейских легенд рассказывается о происхождении этого Ошада: "Жили в горах близ Майкопа пять братьев - пять удалых джигитов: Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж и Чимдеж. У них была сестра - красавица Сусао. Однажды витязь Кужоб, будучи в гостях у братьев, похитил их сестру и поспешно направился в свой аул. Братья бросились в погоню, настигли его на правом берегу Шхагуаще... Кужоб неожиданно выстрелил и меткой пулей убил Ошада. Остальные четыре брата продолжали погоню, но Кужоб, по мере того как они его настигали, убивал по одному из братьев. Последний из оставшихся в живых братьев Чимдеж догнал Кужоба и убил около его аула. Сам он тоже получил смертельную рану и вскоре умер. На тех местах, где пали герои и их предали земле, и воздвигли курганы, которым дали имена каждого из братьев. Так появились пять курганов - "Пять братьев": Ошад (Майкопский курган), Арым (Кужорский курган), Ченчаушхо (Хачемзийский курган), Чимдеж и Колясиж (Кабехабльские курганы).

На месте, где некогда находился 11-метровой высоты Ошад, в 1972 году воздвигнут памятник в виде стоячей фигурной каменной плиты, изготовленной скульптором А.А. Шикояном. На южной поверхности плиты надпись золочеными буквами: "Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган "Ошад", раскопанный в 1897 г. профессором Н.И. Веселовским. Сокровища из Ошада - часть культуры племен Кубани 2500 г. до н.э".

В 1897 году Н. И. Вессловский начал исследование кургана.

В результате проведенных раскопок на глубине 10 метров 65 сантиметров от вершины кургана обнаружилось кольцеобразное ограждение из известняковых камней (кромлех), а в его центре - колоссальная могильная яма общей площадью около 20 квадратных метров, опущенная в материк на 1,42 метра. Она имела форму продолговатого четырехугольника с закругленными выгнутыми углами и вогнутыми стенками. Стенки ямы были обшиты деревом, а дно выложено речным булыжником. Потолок, представлявший собой двойной бревенчатый помост, поддерживался стоявшими по углам четырьмя столбами. Диаметр каждого из них до 26 сантиметров. Когда деревянные части сооружения сгнили, они вместе с землею из курганной насыпи провалились в гробницу и заполнили ее.

Могила состояла из трех разделенных деревянными перегородками частей - однокамерной южной и двухкамерной северной. Южная, самая большая, камера была занята одним покойником, лежавшим посредине на ровно уложенных голышах, головой на юг (с легким отклонением на восток), в "утробном" положении, густо залитым ярко-красным суриком, - тогдашним символом огня; аналогичный характер носил обряд погребения двух покойников в восточной и западной камерах северной половины гробницы, с той лишь разницей, что они гораздо слабее были покрыты красной охрой, а булыжники под ними - крупнее и не так старательно уложены, как в главном отделении. Почти полностью истлевшие костяки во всех трех камерах не сохранили анатомических признаков их половой принадлежности. По серьгам, найденным в двух меньших камерах, высказано предположение, что их обладатели были женщинами. Но с таким же правом, на основании извлеченных двух золотых проволочных серег, можно считать женским и костяк в главной камере гробницы.

В состав погребального инвентаря, найденного в главной камере, входили: орудие труда и оружие - каменный с тупым лезвием топор, 17 сегментовидных кремневых вкладышей серпа, ромбовидные кремневые наконечники стрел, медные проушной топор, комбинированный топор - тесло, втульчатое тесло - мотыга, кинжал с рукоятью, бесчеренковый нож, два долота и четырехгранное острие - все с примесью мышьяка или никеля (высоконикелевые медные орудия в это время были характерны для Малой Азии), бытовые вещи - восемь глиняных сосудов без орнаментации, два золотых сосуда, каменный сосуд с золотым горлышком и крышкой, 14 серебряных сосудов, один из которых несет на своей поверхности чеканное изображение пейзажа - Кавказского хребта, каким он виден из Майкопа, и двух схематических рек, сравнимых с текущими у того же города реками. Считают, что это - своеобразная карта, свидетельствующая о местном изготовлении сосуда. Здесь же были и другие бытовые предметы - высокохудожественные принадлежности от погребального шатра - балдахина в виде шести серебряных и серебряно-золотых трубочек с насаженными на них четырьмя массивными серебряными и золотыми изображениями бычков, 68 штампованных золотых пластинок, изображающих львов, 19 таких же пластинок с изображениями бычков, 38 штампованных золотых колец и 10 двойных пятилепестковых золотых розеток от вышивок на головном уборе. Особенно много оказалось золота, серебряных, бирюзовых и сердоликовых бус. Всего в трех камерах было найдено 1272 сердоликовых бусины и 60 бирюзовых. Вопрос об импортном или местном происхождении первых, до сравнения их вещественного состава с зарубежными находками, советский минералог Леммлейн пока оставляет открытым. Что же касается бирюзовых бусин, то их источником являлась территория, ныне занимаемая Ираном.

Вещевой комплекс двух остальных камер далеко уступал таковому же в главной камере. В восточном отделении раскопщики нашли медные сосуды разной формы - плоскую чашу, ведерко с дужкой, большой распавшийся на куски кувшин, небольшой котел с шарообразным дном, золотые и сердоликовые бусы в несколько большем количестве, чем у его восточного соседа. Характерно, что в отличие от главной камеры, в обеих северных камерах гробницы не найдено ни одного орудия труда и оружия. По этому признаку основное погребение можно признать принадлежащим мужчине, а остальные - его рабыням, насильственно отправленным в мир иной для обслуживания своего владыки (умерщвление жен привело бы к кровной мести со стороны их родни).

Люди, оставившие Майкопский курган, занимались животноводством и земледелием. Развитие животноводства было основной экономической базой их жизни. Общественный строй этих людей представляет собой рядовую патриархальную организацию с полным господством мужчины.

Предметы из Майкопского кургана хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.