С 1906 года законодательный контроль в России осуществлял Правительствующий Сенат, публикующий законы.

Созданием системы органов власти первой Российской Республики должно было заняться Учредительное Собрание. Особая комиссия по составлению проекта Основных Законов при Временном правительстве, приступившая к работе в октябре 1917 года, включила в программу законопроектной работы тему "судебная гарантия Конституции".

После решения вопроса о власти и установления Советского строя контрольные функции, в соответствии с принципом "Вся власть Советам!", были сосредоточены в высшем органе Советской власти.

Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР. Но Суд состоял "при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР", не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов. В 1929 году этот судебный надзор за законностью был упразднен.

Конституция СССР 1936 года утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций был отнесен к ведению Союза ССР. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией было предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Принятая в 1977 году новая ("брежневская") Конституция СССР сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

Следующая попытка создания полноправного и независимого судебного конституционного контроля была предпринята в 1989 году, когда Съездом народных депутатов СССР был учрежден Комитет конституционного надзора (ККН) СССР. На ККН была возложена проверка на соответствие Конституции СССР, а также и обычным законам не только нормативных актов высших органов государственной власти, но и их проектов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР. ККН мог, установив такое несоответствие, рекомендовать издавшим или подготовившим соответствующие акты органам устранить его, а в случае отказа - переносить вопрос об исправлении или отмене таких актов в Верховный Совет, в Совет Министров или даже на Съезд народных депутатов, за которыми оставалось окончательное решение. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН. Затем ему было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина, и ряд таких решений был принят (например, были признаны неконституционными разрешительная прописка, насильственное помещение лиц, не совершивших правонарушений, в лечебно-трудовые профилактории и т.д.). Но все же ККН не был полноценным судебным органом и эффективность его деятельности была невысокой. Его существование прекратилось с распадом СССР в декабре 1991 года.

В Российской Федерации институт Конституционного Суда был учрежден 15 декабря 1990 года на втором внеочередном Съезде народных депутатов: в действовавшую Конституцию 1978 года было включено положение о том, что Съезд народных депутатов  избирает Конституционный Суд РСФСР и определяет порядок его избрания и деятельности в Законе. 24 мая 1991 года четвертый Съезд народных депутатов дополнительно включил в текст Конституции положения о Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы, высшем судебном органе конституционного контроля, осуществляющем судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

28 июня 1991 Верховным Советом принят, а 12 июля 1991 утвержден Съездом народных депутатов Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР".

Конституционный Суд был сформирован 30 октября 1991 на Съезде народных депутатов в составе 13 судей (по штату - 15) и приступил к открытым заседаниям с января 1992 года.

Полномочия, полученные Конституционным Судом РФ на этом этапе его развития, включали разрешение дел о конституционности законов и иных правовых актов РФ и ее субъектов, конституционности политических партий и общественных объединений. Суд был правомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти. Кроме того, в полномочия Конституционного Суда входили дача заключений об отрешении от должности ряда должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, право законодательной инициативы, ежегодные послания парламенту РФ о состоянии конституционной законности в России. 

21 сентября 1993 года вышел Указ Президента РФ Бориса Ельцина № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации",  в котором Конституционному Суду было предложено не проводить заседаний. Одновременно была прервана деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Были введены в действие временные положения о федеральных органах власти, о выборах Государственной Думы.

Указом от 7 октября 1993 года деятельность Конституционного Суда была приостановлена. После принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ Президент РФ Указом от 24 декабря 1993 объявил Закон РСФСР о Конституционном Суде недействующим.

23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Закон определил Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Общее число судей Конституционного Суда было увеличено до 19, созданы две палаты КС. Из компетенции суда была исключена проверка конституционности политических партий и других общественных объединений, а также правоприменительной практики. На Конституционный Суд были возложены такие полномочия, как дача общеобязательного толкования Конституции РФ, предусмотрена возможность установления дополнительных полномочий Конституционного Суда.

Конституционный Суд действует на основании статьи 125 Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Регламента, принятого 1 марта 1995 года.

 Конституционный Суд РФ имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Символы судебной власти Конституционного Суда РФ: 

На здании, занимаемом Конституционным Судом РФ, поднимается Государственный флаг РФ.

В зале заседаний Конституционного Суда РФ находятся изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ.

В служебном помещении судьи Конституционного Суда РФ устанавливается Государственный флаг РФ.

Судьи Конституционного Суда РФ заседают в мантиях.

 Мантии шились в художественных мастерских Русской православной церкви в Софрино. Каждую мантию шили по индивидуальным размерам. На каждой - имя судьи. По словам председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, мантия помогает судье быть всегда в форме.

В комнате для переговоров судьи принимают окончательное решение и здесь же облачаются в мантию. Председательствующий на заседании надевает еще и цепь с медальоном.

Эмблема - символ Конституционного Суда РФ - Фемида с разновесными весами и открытыми глазами.