Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

История российского правосудия уходит своими корнями в глубокое прошлое. Что же касается единого для всей страны высшего судебного органа, то прообразом современного Верховного Суда можно рассматривать Правительствующий Cенат, который был создан 5 марта 1711 года указом Петра I. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден "вместо его царского величества собственной персоны" в отсутствие царя. В Сенат вошли обер-секретарь и девять членов – наиболее приближенных к царю лиц. В вышедшем вскоре после создания Сената новом указе Петра говорилось: "Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестким наказанием, или смертию, смотря по вине".

Созданный с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вместе с тем вскоре становится органом, координирующим работу других государственных учреждений. Значение его не подорвало и введение в 1718 - 1720 годах коллегий; наоборот, Сенат оказался разгруженным от обременительного отраслевого управления.

До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям.

В самом конце царствования Петра (1722) Сенат был реорганизован и работа его упорядочена. Были учреждены должности генерал-прокурора Правительствующего Сената, рекетмейстера (лица, отвечающего за прием жалоб и прошений на решения, волокиту в государственных учреждениях), герольдмейстера. Тогда же учреждаются и конторы Сената - сенатская, ревизионная, раскольничья.

После смерти Петра I значение Сената падает, а его функции меняются. С 1726 года его власть ограничивает Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. В эти годы Сенат вместо Правительствующего именуется Высоким. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной делается попытка возродить значение и роль Сената, но в 1756 году он снова отходит на второй план, после учреждения Конференции при высочайшем дворе.

К XIX веку Сенат окончательно превратился в высший орган суда и надзора. В это время он представлял собой совокупность двенадцати полусамостоятельных департаментов и ряда других учреждений, объединенных общим руководством генерал-прокурора, бывшего одновременно и министром юстиции Российской империи.

В таком виде, практически без изменений, Сенат существовал до 5 декабря 1917 года, когда очередным декретом советской власти он был упразднен.

1917 год ознаменовался отрицанием всего старого, переломом в истории, отходом от традиций и опыта российского правосудия. Для рассмотрения гражданских и уголовных дел повсеместно и под различными названиями стали создаваться временные народные суды (революционный суд, суд общественной совести, революционный трибунал и т.д.).

В 1918 году была предпринята первая попытка создать единый высший суд государства. Посвященный этому вопросу Декрет о суде № 2 содержал в себе стремление к традициям российского судопроизводства: "Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам Судебных Уставов 1864 года, постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов". В целях достижения единообразия судебной практики в стране был учрежден Верховный Судебный контроль, который в случае замеченных им противоречий в толковании законов судебными инстанциями выносил бы объединяющие принципиальные решения, принимавшиеся к руководству. Однако эти положения Декрета о суде не были осуществлены.

В Российской Федерации Верховный Суд впервые был учрежден в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым на сессии ВЦИК 31 октября 1922 года  и введенным в действие 1 января 1923 года. На Верховный Суд возлагался судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами; рассмотрение в порядке надзора всех дел, разрешенных любыми судами республики; рассмотрение судебных дел по первой инстанции. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

Правом дачи судам разъяснений по вопросам судебной практики Верховный Суд РСФСР не обладал. Таким правом был наделен Верховный Суд СССР, созданный в 1924 году, и лишь после принятия в 1958 году Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР такое полномочие получили и верховные суды союзных республик.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности. Судебную защиту прав и свобод гарантировала гражданину России Конституция РФ 1993 года, что способствовало принятию судами решений, руководствуясь Конституцией РФ как актом прямого действия.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. На деле это означает, что Верховный Суд Российской Федерации обладает полнотой юрисдикции, т.е. он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов федерации, и выносить по ним окончательные постановления или определения.

В январе 2003 года исполнилось 80 лет со времени учреждения Верховного Суда РФ. Свой юбилей Верховный Суд РФ отметил в период завершения судебной реформы, применения нового Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального кодексов, дальнейшего совершенствования правосудия, решения организационных проблем деятельности судов. Активным участником проведения новой судебной реформы выступил Верховный Суд РФ. Основными целями реформы были провозглашены формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

С 1989 года Верховный Суд России возглавляет Вячеслав Михайлович Лебедев.

Законопроект "О Верховном Суде Российской Федерации".

Статья 44. Символы судебной власти Верховного Суда Российской Федерации

1. На здании Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.

2. В зале заседаний Верховного Суда Российской Федерации помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.

3. В служебном помещении судьи Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.

4. При осуществлении правосудия судьи Верховного Суда Российской Федерации заседают в мантиях.

Статья 45. Печать Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Эмблема Судебного департамента при Верховном Суде РФ является официальным символом, указывающим на принадлежность к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.

Эмблема Судебного департамента помещается в кабинете Генерального директора Судебного департамента, в зале коллегии Судебного департамента, на ведомственных наградах.

Изображение эмблемы Судебного департамента допускается на: печатной продукции, издаваемой по заказу Судебного департамента; кино-, видео-, фотоматериалах, рекламно-информационной, сувенирной продукции, выпускаемых по заказу Судебного департамента. Иные случаи использования эмблемы Судебного департамента, а также порядок ее использования и изготовления определяются Генеральным директором Судебного департамента. Эмблема Судебного департамента охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Описание эмблемы:

Золотой двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, соединенными лентой. На груди орла - красный картушный щит. В поле щита - золотой " Столп Закона" с опирающимися на него весами. В лапах орел держит: в правой - серебряного цвета скипетр, в левой -  золотого  цвета свиток.