Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия  России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.

При Петре Первом в 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В 1808 году был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге, Феодосии, Архангельске, Измаиле.

14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов - предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге, Москве, Новочеркасске и других городах. Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.

Главной особенностью производства в коммерческих судах России являлось стремление к "возможно скорому" разрешению дел. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

Затем все споры, возникающие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, решались в административном порядке. 21 сентября 1922 года утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению создаются арбитражные комиссии в центре - при Совете Труда и Обороны (Арбитражная комиссия при СТО) и на местах - при областных экономических совещаниях.

В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 года утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса

В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик указывалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР; Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний.

В 1924 году организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями, в основном завершилась. В ряде наркоматов и других ведомствах действовали свои арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, получившие название ведомственных арбитражных комиссий.

3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж "учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета".

СНК СССР принял постановление от 6 декабря 1931 года, которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

В 1934 году к компетенции органов Госарбитража были отнесены споры, возникающие при заключении договоров.

С принятием постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953 года "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 года "О  Государственном  арбитраже"  Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР.

23 июля 1959 года Совет Министров СССР принял постановление "Об улучшении работы Государственного арбитража", которым было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1960 года было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. На основании этого Положения Советы Министров всех союзных республик в 1960 - 1961 годах утвердили Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 года постановления "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Этим постановлением  установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован  надзор  за  законностью  решений  органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления,   при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей.

Тем же постановлением было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а Советам   Министров  союзных  республик   поручалось  по согласованию с Госарбитражем СССР утвердить положения о государственных арбитражах в союзных республиках. Эти положения были утверждены в 1974 году.

После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом "О государственном арбитраже в СССР".

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 года принял Закон СССР "О государственном арбитраже в СССР", который был введен в действие с 1 июля 1980 года. Этим Законом определялись задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

С началом экономических преобразований и формированием рыночных отношений возникла потребность в создании судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. 17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: Закон СССР "О Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР". С введением в действие этих Законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием Закона арбитражным судам становятся  подведомственны  споры  с  участием  граждан-предпринимателей.

Производство при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами стало осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, введенным в действие 5 марта 1992 года.

С принятием 26 июня 1992 года Закона Российской Федерации "О статусе судей в РФ" судьи   арбитражных  судов   стали полноправными членами судейского сообщества.

Вопросы, связанные с деятельностью органов судейского сообщества, в том числе с наделением судей арбитражных судов полномочиями по осуществлению правосудия, с прекращением этих полномочий и др. нашли дальнейшее развитие в утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года Положении о квалификационных коллегиях сулей и Положении о квалификационной аттестации судей.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции РФ и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция РФ (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти.

Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ", вступивший в силу с 1 июля 1995 года, установил, что все арбитражные суды в России являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Этим же Законом определена новая трехзвенная система арбитражных судов, что принципиально отличает ее от прежней, двухзвенной системы. Появилось "среднее" звено в этой системе, которое представляют 10 федеральных арбитражных судов округов, призванных осуществлять проверку решений арбитражных судов в кассационном порядке.

С принятием нового законодательства об арбитражных судах Высший Арбитражный Суд РФ получил возможность сосредоточиться на реализации своих основных конституционных функций по осуществлению судебного надзора в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах за деятельностью арбитражных судов и даче разъяснений по вопросам судебной практики. Исходя из этих функций, определен состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Пленум, Президиум, судебные коллегии. В арбитражных судах также созданы президиумы и судебные коллегии.

Предоставленное Высшему Арбитражному Суду РФ право законодательной инициативы реализуется через Пленум, который решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой.

Принятие Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 1997 года, создало надежную правовую основу деятельности арбитражных судов в качестве органов судебной власти, образующих триединую судебную систему, обеспечило их самостоятельность и независимость от других судов и иных органов государственной власти.

 Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" (от 28 апреля 1995 года)

Статья 51

Символы судебной власти арбитражного суда:

1. На здании, занимаемом арбитражным судом, поднимается Государственный флаг РФ.

2. В зале заседаний арбитражного суда находятся изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ.

3. Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях.