Государственный гимн - символ государства; поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события и их героев.

Идея гимна как музыкального символа страны впервые была сформирована в Голландии, где вот уже больше 400 лет эту роль исполняет старинная мелодия «Вильгельмус Ван Нассауэ».

Далеко не сразу значение гимна было осознано в других странах.

В допетровской России государственные торжества - например, вступление на царский трон - сопровождались церковными песнопениями. Порой они длились весь день и, по сути, были всего лишь частью богослужения. Петр I решительно отменил эту традицию и ввел в практику так называемые «виватные канты». Это были стихи и музыка, которая исполнялась в честь конкретного события, например, в честь победы в Полтавской баталии.

Пожалуй, единственной музыкой петровской эпохи, которую с натяжкой можно сравнить с гимном, был военный марш Преображенского полка. Этот марш любил сам Петр, любили преображенцы, нравился он и народу.

Так исподволь была сформирована традиция: роль гимна России может сыграть только энергичная, бравая, наступательная, военная мелодия.

А фактическим гимном нашей страны, музыкой, под которую оркестр встречал в залах Зимнего дворца европейских монархов с конца XVIII  века был  - парадокс! – английский гимн «Боже храни, короля». Впрочем, эта музыка тогда была еще не гимном, а своеобразным «Интернационалом» всех императорских домов Европы.

Национальное чувство одной страны эта степенная мелодия выразить никак не могла. Кроме того, она ведь исполнялась без слов.

Главное же - музыка англичан торжественно стоит на коленях перед сюзереном, а Россия ждала мелодию, под которую можно было бы вести в бой полки.

Постепенно роль гимна стал брать на себя музыкальный опус композитора Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта размеренная песня исполнялась во время ежевечерней общей молитвы в войсках, ее пели во время крестного хода прихожане, эта же музыка сопровождала юнкеров в час присвоения офицерского звания, звучала она и на похоронах.

Так появилась еще одна концепция-ожидание – гимн может быть в зависимости от ситуации либо маршем, либо маршем похоронным.

Но английский гимн во славу короля не собирался уступать позиции.

В 1815 году, после войны с Наполеоном и оккупации Парижа, император Александр I потребовал, чтобы музыка обрела русскую речь, и поэт Василий Жуковский сочинил русский перевод английского гимна:

Боже, Царя  храни!
Славному долгие дни
Дай на Земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Все ниспошли!

Император текст одобрил и издал указ всегда исполнять эту мелодию и эти слова при встрече императора.

Так у России появился первый официальный гимн. Он назывался «Молитва русских».

Но 17 лет спустя Николай I вздумал переменить музыку гимна и окончательно оторвать ее от английских корней. Создание мелодии было поручено скрипачу, дирижеру, композитору и флигель-адъютанту Алексею Львову. Сочинив мелодию в 16 тактов, Львов явился к Жуковскому, – который был еще жив и бодр, - и поэт исправил свой же текст на новый лад.

Боже, Царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя, Царя храни.

Этот русский национальный гимн исполнялся публично вплоть до Февральской революции 1917 года. После падения правящей династии и прихода к власти большевиков в качестве гимна стали исполнять «Интернационал». Страшные слова похоронной музыки, клич к восстанию рабов, призыв к разрушению старого мира подобно ведьме стал реять над новой страной, призывая на нее бури и молнии.

Впервые в мировой истории слово «смерть» вошло в национальный гимн:

Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.

Эта неистовая музыка стала надгробием революции, и первым эту неуместность возгласов смерти понял Сталин. В разгар войны, в 1943 году, когда советская армия вышла к границам Европы, неуместность любого «интернационала» была видна невооруженным глазом. Было решено объявить конкурс на создание нового гимна. К конкурсу было допущено 13 композиторов – среди них Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Вано Мурадели, - и 14 поэтов, среди которых будущих авторов Сергея Михалкова и Эль-Регистана не было.

Тут не обошлось без доли мистики.

Как вспоминал Михалков, однажды утром к нему приехал его друг поэт и военный журналист Георгий Эль-Регистан, который с порога объявил: «Мне приснился сон, о том, что мы с тобой написали гимн СССР! И я уже написал две строки!»

Эль-Регистан предъявил счет из парикмахерской, где записал на обороте две строчки: «Да здравствует созданный волей народов великий, могучий Советский Союз».

Сегодня этот счет хранится в пухлой папке с документами о создании гимна  в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории.

Друзья уселись сочинять слова и – надо же! – именно они победили на конкурсе.

Тут у них появился третий соавтор, сам вождь. Правда, общались они только по телефону. Сталин собственноручно поменял несколько слов. Ему же принадлежит строка о том, что именно «Великая Русь» сплотила народы. Он же, вспоминает Эль-Регистан, позвонил в 2 часа ночи Михалкову и сказал, что текст куцый, нужно прибавить еще один куплет с припевом. В этом куплете нужно сказать а). О Красной армии, ее мощи и силе, б). о том, что мы бьем фашизм.

Так родился третий куплет гимна:

Мы армию нашу растили в сражениях
Захватчиков подлых с дороги сметем
Мы в битвах решаем судьбу поколений
Мы к славе отчизну свою поведем.

Из композиторов победителем оказался композитор и дирижер Александр Александров. О музыке его гимна вождь отозвался так: «Силу и мощь этого прекрасного произведения можно сравнить с дредноутом, рассекающим своей грудью бушующие волны безбрежного океана!»

Но вскоре по этому кораблю начались залпы истории.

Первой выстрелила эпоха Хрущева, где был разоблачен культ личности Сталина, и фраза гимна «Нас вырастил Сталин на верность народу» была неуместна. Все тот же Михалков ее и заменил: «И Ленин великий нам путь озарил, на правое дело он поднял народы».

Позже история открыла огонь и по Ленину, и по коммунизму… текст гимна стал напоминать мавзолей, из которого сначала вынесли труп Сталина, затем сняли почетный караул, а затем начали думать, как бы вообще избавиться от могильника на Красной площади.

В демократической России роль гимна одно время играла «Патриотическая песнь» Михаила Глинки. Но у нее не было слов. Немой текст был недостоин великой державы. В 2000 году президент России Владимир Путин высказал мнение, что он склоняется к принятию старого советского гимна на музыку Александрова.

Эта мысль оказалась удачной.

Ностальгия  величия СССР, дух побед, с которым он был связан в памяти людей  - все работало на эту идею. Был принят ряд законов, и в новое тысячелетие Россия вступила с двуглавым орлом в качестве герба, трехцветным флагом и гимном на музыку Александрова и слова Михалкова, который написал, по сути, уже третий вариант гимна!

По опросам населения более 77% граждан России поддержали возрождение старого гимна с новым текстом:

Россия священная наша держава!
Россия – любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена

Припев:

Славься отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

История гимна подсказывает, что он будет еще не единожды меняться.

И в новое тысячелетие - в 3000 г. -  Россия вступит, скорее всего, под другими знаменами и словами.

Политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев