Государственный флаг Республики Марий Эл утвержден 3 сентября 1992 года. Он "...представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса лазоревого цвета составляет 1/4, средняя белая полоса - 1/2 и нижняя полоса алого цвета - 1/4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 1: 2.

В левой части у древка на белой полосе изображен фрагмент марийского национального орнамента, вписывающийся в квадрат со сторонами, составляющими 1/4 ширины флага, и надпись "Марий Эл" красно-коричневого цвета". Утвержденный 21 января 1993 года Государственный герб "...представляет собой изображение на геральдическом щите элемента марийского национального орнамента - древнего символа плодородия в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого и алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента надпись "Марий Эл".

Слово "Эл" означает страна, край, земля. В целом "Марий Эл" прочитывается как страна, земля, край народа мари, марийцев. Изображенный на флаге и гербе национальный орнамент с древнейших времен связан с земледельческим культом и символизирует идею плодородия и вечности. Пашенное земледелие - основное традиционное занятие марийцев. Причем ведущее место среди полевых культур занимают зерновые: рожь, овес, ячмень. Исстари у марийцев хлеб был не только главным продуктом питания, но и являлся предметом поклонения, применялся в различных ритуальных обрядах. Использованные в обрамлении щита колосья подкрепляют идею, выраженную знаком плодородия. Еще с античных времен колос олицетворяет жизнеспособность, животворную силу народа, вечную жизнь, плодородие и процветание.

Расположенные в нижней части гербового венка дубовые и хвойные ветки свидетельствуют о лесных богатствах края, развитии в нем лесного хозяйства и лесной промышленности. Они подчеркивают единство двух этнических групп марийцев - горных, проживающих в основном на правом, горном берегу Волги, где больше хвойных лесов, и луговых, проживающих преимущественно на лесном или луговом левобережье, богатом лиственными лесами. Единение тех и других марийцев образует единый народ.

Голубой цвет означает чистое небо над республикой, а также воду - важнейшую среду существования, являющуюся и древним объектом культового поклонения марийского народа. Белый цвет - древний национальный символ трудового марийского народа, свойственный национальной будничной и праздничной одежде. Он также олицетворяет жизнь, мир, добро, справедливость, высокую нравственность. Алый цвет широко используется в народном творчестве марийцев, связан с их духовными началами.

(Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)

Герб города Царевококшайска тогдашнего Казанского наместничества был утвержден императрицей Екатериной II в числе прочих "18 октября 1781 года. В полном собрании законов Российской империи в описании царевококшайского герба значится: "Серебряной лось в голубом поле в знак того, что таковых зверей в окрестностях весьма изобильно, в ловле которых обыватели сих мест упражняются".

В советское время, когда утверждали проект герба города Йошкар-Олы, о екатерининском гербе вспомнили. 19 августа 1968 года горисполком, рассмотрев итоги конкурса на городской герб, в котором лучшим был признан проект Николая Васильевича Иванова, утвердил следующее описание герба: "Герб города имеет щитовидную форму с прямыми углами на верхней части и с закруглениями двух нижних углов в овалы и острием к середине нижней части.

На верхнем краю щита размещена надпись "Йошкар-Ола", под надписью горизонтальная кайма с марийским орнаментом.

На верхней половине щита по центру изображен силуэт снежинки, в ее центре - шестеренка. В нижней половине щита изображен лось.

Левая половина щита имеет голубую окраску, а правая - красную.

Надпись "Йошкар-Ола" произведена золотом по белому фону. Силуэты снежинки и шестеренки, а также изображение лося - белые, окаймленные золотом".

С точки зрения геральдистов, придерживающихся многовековых канонов, расположение элементов нынешнего герба города неправильное и герб нуждается в исправлении, но отрицать тот факт, что к нему привыкли йошкаролинцы, считающие его символом, или, говоря ужасным современным "новоязом", "брендом" или "лейблом" города, невозможно. Герб Йошкар-Олы был признан в свое время одним из наиболее удачных в Российской Федерации.