Манифестом Николая II от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" была учреждена Государственная Дума как законодательно-представительный орган, рассматривающий законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем. Как было сказано в манифесте, - "ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов ".

Применительно к структуре парламентов европейских государств Государственная Дума являла собой нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган - Государственный совет.

Порядок выборов в первую Думу определялся законом о выборах, изданном в декабре 1905 года. Выборы были многоступенчатыми по 4 неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). В землевладельческой курии один выборщик приходился на две тысячи избирателей, в городской - на четыре тысячи, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч. Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав.

Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года - 72 дня,  проведя всего одну сессию. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Во фракцию представителей аграрной трудовой партии (трудовиков) вошли 97 депутатов. 

Председателем первой Думы был избран кадет Сергей Муромцев, профессор Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на "тронную речь" царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы, после чего Дума провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Всего за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В итоге она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева".

Утром 9 июля 1906 года депутаты оказались перед запертыми дверьми Таврического дворца, охранявшимися вооруженными часовыми. 180 думцев, преимущественно трудовики и кадеты, отправились в Выборг, где приняли воззвание к населению, предлагая не платить налогов и уклоняться от призыва в армию.

Вторая Государственная дума работала с  20 февраля по 2 июня 1907 года. Более 40% голосов в ней получили социалисты - трудовики, эсеры и социал-демократы. Думцы почти все время занималась процедурными вопросами, не приняв ни одного закона.  3 июня 1907 года царь распустил и эту Думу. Ее председателем был земский деятель Федор Головин.

Третья Государственная дума полностью отработала  положенный ей пятилетний срок - с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 года, проведя пять сессий.  В этой Думе крайне правые имели около 45 % мест. Третья Дума вошла в историю как "столыпинская". Председателями ее были: с 1907 года - Николай  Хомяков, с 1910 года - Александр Гучков, с 1911 - Михаил  Родзянко. 

Четвертая Государственная дума стала последней в истории дооктябрьской России; она работала с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 года. Председателем ее был Михаил Родзянко.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В. Родзянко.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. Но проработала недолго: 16 декабря 1916 года она вновь была распущена.

Свою деятельность Дума возобновила 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. Но 25 февраля опять была распущена. Больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала.

При Временном правительстве Дума работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

После Февральской революции 1917 года в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 года состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских.

II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к советам (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.

III Всероссийский съезд советов в январе 1918 года принял два акта, имевших конституционное значение: "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и постановление "О федеральных учреждениях Российской республики". Здесь было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР.

В июле 1918 года V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является "высшей властью", компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год; в периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 году вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. Председателями ВЦИК являлись Л.Б. Каменев (несколько дней в 1917 г.) Я.М. Свердлов (до марта 1919 г.), М.И. Калинин. При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.

Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим).

В итоге гражданской войны советская власть победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию - ЗСФСР). 30 декабря 1922 года состоялось решение об объединении советских республик в единое федеративное государство - СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

21 января 1937 года была принята и новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме 1 депутат от 150 тысяч населения.

В новой Конституции более детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящих органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 году был избран А.А. Жданов.

В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 года, от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 года, от 24 мая и 1 ноября 1991 года, закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и роли в них представительных институтов.

Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 году поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет, состоящий из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей), сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.

21 сентября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин издал Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым предписывалось "прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации". Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

Действующая в настоящее время Государственная Дума (регламент Думы принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года) является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.

Выборы депутатов Думы последнего (четвертого) созыва состоялись 7 декабря 2003 года.

Места по партийным спискам (без учета одномандатников) распределяются в Думе четвертого созыва следующим образом:

"Единая Россия" - 120 мест,

КПРФ - 40,

ЛДПР - 36,

партия "Родина" - 29.

 На бланках Государственной Думы (а также на бланках постановлений Государственной Думы) помещается Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте. На фасадах зданий Государственной Думы также помещается Государственный герб России.

(Федеральный конституционный закон "О Государственном Гербе РФ". Подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным 25 декабря 2000 года).